В каких случаях используют такое устройство, как трехходовой кран для манометра?

Согласно правилам СНиП в системе трубопровода перед манометром должен быть установлен трехходовой кран, позволяющий производить продувку, проверку или отключение манометра. Трехходовые краны для измерительных манометров используются при монтаже трубопроводов пара, горячей и холодной воды.

Трехходовой шаровый кран
Трехходовой шаровый кран

Так же их используют на баллонах и трубопроводах с кислородом, азотом, природным газом, двуокисью углерода, маслами и другими нейтральными жидкостями и газами.

Задача манометров в такой конструкции – показывать давление в баллоне или трубопроводе. Вентиль, в свою очередь, должен обеспечивать безопасность и корректность работы манометра.

Для чего нужен манометрический кран?

Установка трехходового манометрического клапана преследует следующие цели:

  • возможность проверить прибор, подключив к нему контрольный манометр;
  • возможность сбрасывать давление перед прибором, что защищает его от залипания стрелки;
  • возможность отключить манометр от системы;
  • возможность продувать манометрический отвод с целью удаления загрязнений, негативно влияющих на точность измерительного прибора.

В промышленных целях и на производствах, где необходим постоянный контроль давления на трубопроводах, установка такого прибора обязательна.

Трехходовой кран предназначен для установки в систему манометров
Трехходовой кран предназначен для установки в систему манометров

Пренебрежение данным правилом может стоить дорого, так как при неправильных показаниях измерительного прибора и отсутствия контроля давления, возможно повреждение трубопровода.

В домашних условиях вместо крана часто используют проходной муфтовый вентиль, так как давление в домашней системе гораздо ниже.

Режимы работы

В зависимости от положения запорного механизма, клапан для манометра может находится в следующих рабочих режимах:

  • направлять рабочую среду из магистрали в манометр;
  • направление на манометр перекрыто. Манометр пребывает без нагрузки, рабочая среда свободно проходит по трубопроводу;
  • производится сброс давления на измерительном устройстве при закрытом трубопроводе;
  • при неправильном повороте запорного механизма, кран может соединить магистраль с атмосферой. Однако в этом случае для прохождения рабочей среды останется отверстие в 3 мм, что позволит избежать поломки манометра.

Виды кранов

Исходя из способов крепления и внутренней конструкции, выделяют три основных вида вентилей.

Пробковый натяжной кран

Свое название он получил от способа герметизации и вида запорного механизма.

Пробковый натяжной кран
Пробковый натяжной кран

Трехходовой пробковый клапан с натяжным способом герметизации выпускается в следующих модификациях:

  • с обеих сторон проходного отверстия трубные или метрические резьбы. Третий выход – дренажное отверстие;
  • с одной стороны – трубная резьба, с другой – метрическая, с третьей – дренажный выход;
  • аналог первого и второго устройства, но с запорной рукоятью в виде рычага или бабочки;
  • резьбы с двух сторон, с третьей – фланец для подключения манометра.

Изготавливаются такие краны из латуни. Конструкция их абсолютно проста, однако имеют место два существенных недостатка:

  1. Пробковые вентили требуют довольно большого усилия для приведения в действие запорного или переключающего механизма.
  2. Из-за мягкости металла (латуни) существует большой риск отрыва хвостовика пробки при подтяжке контрольной гайки.

Шаровый кран с дренажом

Шаровый кран – одна из наиболее новых и наиболее популярных запорных арматур.

Шаровый кран с дренажем
Шаровый кран с дренажем

Она имеет множество преимуществ перед аналогами:

  • простота самой конструкции;
  • высокая степень герметичности;
  • небольшие габариты;
  • простота монтажа и легкость использования;
  • элементарные проточные зоны, не имеющие зон скопления сора;
  • возможность применения в вязких или застойных зонах.

Шаровый кран получил свое название от особенности внутренности запорного механизма. Внутри конструкции находится шар с прорезью в виде буквы «Г» или буквы «Т».

Изготавливается шаровый кран в тех же модификациях что и пробковый, однако первый всегда оснащается запорной рукоятью.

Обзор трехходовых шаровых кранов (видео)

Шаровый кран с муфтовым отводом

В виде трехходового манометрического крана может использоваться, так же, шаровый кран с обычным муфтовым отводом. В отличие от предыдущего варианта, корпус такого механизма изготавливают не из обычной, а из хромированной латуни.

К муфтовому выходу может подсоединяться дренажный механизм или контрольный манометр.

Установка и обслуживание

Трехходовые краны для манометра устанавливаются на трубопровод так же, как и любые другие запорные механизмы, включая вентиль, обратный клапан и прочее.

Резьбовые соединения обматываются фум лентой или пенькой и прикручиваются к трубе.

Устройство шарового крана с дренажем (вид изнутри)
Устройство шарового крана с дренажем (вид изнутри)

Не забывайте, что трехходовые краны, чаще всего, изготавливаются из латуни. Поэтому затяжку резьбы лучше производить вручную.

Если затянуть до герметизации соединения руками сил не хватает, воспользуйтесь небольшим ключом. Но проводите все манипуляции чувствительно, чтобы не сорвать резьбу.

Трехходовой вентиль – конструкция, как правило, не разборная. Поэтому ремонт своими руками возможен лишь в случае протечки стыков.

Монтаж манометра через шаровый кран
Монтаж манометра через шаровый кран

В случае с пробковыми кранами возможен ремонт своими руками в случаях износа уплотнительного кольца или попадания мусора в канал.

  1. Первая проблема – протечка на стыках крана и трубопровода. Не пытайтесь просто перетянуть кран, особенно в том случае, если для герметизации вы пользовались фумлентой. Этот вид уплотнителя не терпит обратных движений или повторного использования. Поэтому, для устранения течи, стоит открутить трехходовой клапан полностью, герметизировать стыки и прикрутить его снова.
  2. Если после закрытия пробкового вентиля вы видите, что рабочая жидкость по трубопроводу все равно проходит, причин может быть две: либо под пробку попал мусор, либо пробка недостаточно прижата. Не стоит сразу пытаться затянуть ее «до поросячьего визга», так как повредить пробковый механизм чрезмерными усилиями – дело не хитрое. Для начала его нужно прочистить. Демонтируйте вентиль из системы, разберите, тщательно протрите пробку и седло, соберите и установите обратно, тщательно герметизировав стыки. Если течь сохранилась, пытайтесь аккуратно подтягивать кран.
  3. Если возникла течь по штоку шарового клапана – значит возникла выработка на уплотнительном конце запорного механизма. Если шток вентиля закреплен гайкой – вам повезло. Для устранения течи достаточно подтянуть гайку на пару оборотов. Если шток фиксируется заклепкой – меняйте кран.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *