Особенности использования шаровых кранов из ППР

Трубопроводы из полипропилена получили широкое распространение в сфере водоснабжения и отопительных коммуникаций. Трубы из данного материала отличаются хорошими эксплуатационными характеристиками — низкой стоимостью, долговечностью и простотой монтажа.

Шаровой кран из ППР
Шаровой кран из ППР

В данной статье рассмотрены краны из ППР, которыми комплектуются полипропиленовые трубопроводы. Вы узнаете, какими конструктивными особенностями и техническими характеристиками они обладают, как выбрать и своими руками установить шаровой кран.

Конструкция шарового крана из ППР

Шаровой полипропиленовый кран является запорной арматурой, используемой в системах водоснабжения и отопления. Он применяется для полного перекрытия циркулирующего потока — эксплуатировать такие краны в качестве регулирующей арматуры нельзя, поскольку из-за конструктивных особенностей в таком режиме использования они быстро выходят из строя из-за образования каверн.

Каверна является механическим повреждением боковой части корпуса крана, стенки которой имеют малую толщину, не способную выдержать воздействие механических частиц содержащихся в потоке транспортируемой воды.

Повреждения корпуса шарового крана
Повреждения корпуса шарового крана

В отличие от латунных аналогов, в ППР кранах нет внутренних уплотнительных элементов на штоке — уплотнитель расположен за пределами сечения пропускного отверстия, он представлен пластичным синтетическим каучуком, которым заполняется полость конструкции в ее седальной части.

Шаровой запорный элемент имеет два ограничителя в виде полимерных колец, которые фиксируют положение узла. Качественные краны изготавливаются методом литья — они имеют монолитную конструкцию и, как следствие, высокую механическую прочность.

Для изготовления запорного шара используется латунь марки CW617N (у зарубежных производителей) либо отечественный аналог — латунь ЛС59-2. Для приданию узлу большей устойчивости к коррозии шар может покрываться слоем гальванизированного хрома.

Пропускное отверстие, размещенное на параллельных стенках запорного шара, имеет круглую форму. В открытом положении отверстие расположено по направлению оси трубопровода, тогда как при перекрытии потока запорный шар рычагом проворачивается так, чтобы пропускной патрубок перекрывался монолитными стенками шара.

Некоторые производители, с целью экономии металла, могут обтачивать шар в нижней части, формируя там дополнительное проточное отверстие — «отстойник». Запорные узлы такой конструкции доставляют немало проблем в эксплуатации, поскольку в отстойнике постоянно скапливается шлам и содержащиеся в воде механические частицы.

Разновидности проходного сечения в шаровом запорном элементе крана
Разновидности проходного сечения в шаровом запорном элементе крана

Регулирующая рукоять арматуры может выполняться в двух конфигурациях — бабочка либо рычаг. На штоке она фиксируется посредством шестигранного соединения и отсекающей заклепки. Отметим, что пластиковый шаровой кран для полипропиленовых труб имеет необслуживаемую конструкцию — в случае потери арматурой герметичности либо ее поломок отремонтировать кран не получится, вам потребуется полностью его заменить.

Функциональное назначение и технические характеристики

Полипропиленовые шаровые краны производятся согласно международным стандартам DIN №16962 и ISO №15774, согласно положениям которых такие изделия нельзя использовать в системах газоснабжения. Они предназначены для комплектации водопроводов и систем отопления из пластиковых труб, температура теплоносителя в которых не превышает допустимый для ППР максимум (+90 градусов).

Помимо бытовой эксплуатации, такие краны могут использоваться в технологических трубопроводах следующих видов промышленности:

  • химической (полипропилен, как материал, устойчив к большинству видов химически агрессивных веществ);
  • пищевой,
  • целлюлозно-бумажной;
  • фармацевтической.
Шаровой кран в разрезе
Шаровой кран в разрезе

Шаровые краны из ППР предназначены для труб малого диаметра, диапазон поставляемы на рынок размеров — от 23 до 63 мм (20, 25, 32, 40, 50, 63). Технические характеристики изделий следующие:

  • температурный максимум +90 градусов (возможно кратковременное повышение температуры циркулирующей среды до +110);
  • максимальное давление в системе — 20 Бар;
  • скок эксплуатации: в системах холодного водоснабжения — 50 лет, в отопительных коммуникациях (радиаторные системы и теплый пол) — 25 лет.

Отметим, что при повышении температуры до +130 градусов происходит повышение пластичности полипропилена, в результате которой арматура теряет свою герметичность.

Преимущества и недостатки, сравнение с латунными аналогами

На водопроводные и отопительные системы из полипропиленовых труб, помимо пластиковых кранов также могут устанавливаться латунные изделия. Металлические аналоги отличаются более высоким температурным максимумом — до +150 градусов и рабочим давлением — до 40 Бар.

Латунные краны выигрывают в плане ремонтопригодности — они являются обслуживаемыми конструкциями, которые при потери герметичности можно разобрать и починить, заменив сальники либо уплотнительные элементы. Однако стоимость латунных кранов в 2-3 раза выше, чем у изделий из ППР. Для примера — латунный кран от лидирующей на рынке компании Валтек для труб диаметром 20 мм обойдется вам в 350 рублей, полипропиленовый — 170 рублей.

Шаровой кран из полипропилена
Шаровой кран из полипропилена

Полипропиленовая арматура имеет следующие эксплуатационные преимущества:

  1. Полная устойчивость к коррозии и химически агрессивным веществам. Внутри корпуса крана в процессе использования не появляется налет и сторонние образование, ухудшающие его пропускную способность.
  2. Простота монтажа и отсутствие необходимости приобретения дополнительных переходников и адаптеров.
  3. Герметичность, надежность и долговечность при соблюдении рекомендованного режима эксплуатации.
  4. Компактный размер и минимальный вес.
  5. Эстетичный внешний вид — кран визуально не выделяется на фоне трубопровода.

Недостатки изделий уже были озвучены, к ним относится — невозможность использование в качестве регулирующей арматуры, ограничение температурного режима и отсутствие ремонтопригодности.

Полипропиленовый кран — особенности использования (видео)

Технология монтажа полипропиленовых кранов

Все краны из полипропилена устанавливаются на пластиковые трубопроводы посредством раструбной сварки. Также существуют переходные изделия для стыковки полимерных и металлических труб, один патрубок которых имеет резьбовое соединение, второй — раструбное.

Для проведения работ вам потребуются следующие инструменты:

  • ножницы для обрезки пластиковых труб;
  • фаскосниматель;
  • калибратор;
  • паяльник.

Используемый паяльник должен комплектоваться нагревательными насадками, соответствующими диаметром размеру ППР крана и трубы. На рынке широко представлены изделия для бытовой эксплуатации с насадками 16, 20, 25, 32 и 40 мм, стоимость которых варьируется в пределах 2-10 тыс. рублей.

Пайка полипропиленовых изделий
Пайка полипропиленовых изделий

Установка крана выполняется по следующей технологии:

  1. Паяльник включается в сеть и нагревается до рабочей температура, которая для полипропилена составляет 240-260 градусов.
  2. Пока нагревается паяльник выполняется подготовка стыкующихся труб — изделие обрезается ножницами, с помощью калибратора устраняется возникшая при обрезке овальность, фаскоснимателем удаляются присутствующие на срезе заусеницы.
  3. Патрубок крана и труба надеваются на насадки паяльника. Время нагрева зависит от диаметра изделий: для 15 мм — 5 сек, 20 и 25 мм — 7 сек, 32 мм — 8 сек, 40 мм — 12 сек.
  4. По истечению заданного времени кран и труба снимаются с паяльника и стыкуются между собой. Труба вводится в раструб крана до упора и в таком положении неподвижно фиксируется до наступления отвердевания пластика (2-4 минуты).

Аналогичным образом с трубопроводом соединяется противоположный патрубок крана. Учитывайте, что охлаждать спаянный стык в холодной воде нельзя — он должен остыть при комнатной температуре.

При проведении сварочных работ чаще всего допускаются следующие ошибки:

  • контактирующие поверхности труб и крана не очищаются от загрязнений, что приводит к ухудшению качества соединения;
  • неправильное позиционирование соединяемых элементов — после стыковки расплавленных конструкций у вас есть лишь несколько секунд, чтобы правильно разместить их по отношению друг к другу, прежде чем полипропилен начнет затвердевать;
  • оплывы, которые образует выдавленный из стыка расплавленный пластик необходимо удалять после отвердевания соединения, делая это сразу же после стыковки вы можете деформировать конструкцию;
  • трубу необходимо вдавливать в торец фитинга до упора, в противном случае между упорным торцом внутри корпуса крана и срезом трубы образуется зазор, снижающий долговечность соединения;
  • усилия, прикладываемые при вдавливании, должны быть умеренными — если приложить чрезмерно сильную нагрузку может образоваться внутренний оплыв, уменьшающий патрубок пропускного отверстия крана.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *